Москва, ул. Беловежская, 4А
Москва, ул. Ферганская, д.2
Москва, ул. Ташкентская 26к2с12
Москва, ул. Шереметьевская 85б стр 2
Эвакуатор до сервиса - БЕСПЛАТНО!
8 (903) 130 38 80 Заказать звонок
8 (903) 130 38 80
Эвакуатор - БЕСПЛАТНО!
Консультация - 0 руб.!
Гарантия до 3-х лет!
лого

Отличия коробки передач вариаторного типа от обычных АКПП и роботизированных устройств

Одним из актуальных вопросов при покупке нового автомобиля для будущего владельца является необходимость выбора разновидности коробки переключения передач. Сегодня наибольшей популярностью у автолюбителей пользуются три основных разновидности автоматических коробок переключения передач – устройства вариаторного типа, роботизированные КП и, конечно, традиционные гидромеханические АКПП.

Каждая из перечисленных разновидностей отличается своими особенностями, обеспечивает определенные плюсы при управлении и имеет специфические требования в плане техобслуживания. Рассмотрим, в чем состоят основные отличия между устройствами этих трех групп, каковы параметры их выбора при покупке автомобиля.

Принцип работы современной КПП (коробки переключения передач)

Основной функцией коробки переключения передач может считаться прием, преобразование и передача крутящего усилия с вала двигательной установки во время движения транспортного средства. Выпускаемые в наши дни легковые авто оснащаются ручными КП, где переключение производится вручную водителем, или автоматическими устройствами, в которых процесс переключения автоматизирован.

Второй вариант обеспечивает водителю более простое и комфортное управление транспортным средством, позволяя сосредоточиться на дорожной ситуации, не отвлекаясь на выбор оптимального режима движения. Существует несколько разновидностей автоматических устройств для переключения передач, ниже мы подробнее рассмотрим принцип работы традиционных гидромеханических трансмиссий, вариаторов и роботизированных трансмиссий, которые для простоты принято называть «роботами».

Гидромеханические АКПП классического типа

Этот вид устройств имеет в своей конструкции гидротрансформатор, первые образцы гидромеханических АКПП были созданы еще в 40-х годах минувшего века, а массово такие решения стали применяться в течение шестидесятых годов.

В их конструкцию входит ряд узлов и механизмов: гидротрансформатор, обгонная, блокировочная и фрикционная муфты, центробежный насос, планетарный механизм, соединительные валы, тормозная лента и ряд других.

В общих чертах принцип действия коробок автомат такого типа выглядит так. Коробка соединена с двигательной установкой посредством гидротрансформатора, который служит для изменения и трансформации крутящего момента. Его функционирование основано на циркуляции рабочей жидкости, за счет которой энергия вращения вала двигателя передается к трансмиссии. Поток трансмиссионной жидкости передается от центробежного насоса к колесу турбины, а затем поступает на реактор, где он усиливается и способствует ускорению вращения насосного колеса.

За счет обгонной муфты происходит вращение реакторного колеса, а переключение передач между поочередно соединенными редукторами механизма осуществляется при помощи муфт. Исправное функционирование устройства и взаимодействие всех его частей осуществляются за счет гидравлических цилиндров, которыми управляет специальный электронный модуль.

Выбор водителем определенного режима работы КП осуществляется при помощи рычага селектора. По ситуации рычаг приводится в соответствующее положение – парковка, нейтральная передача, езда вперед или назад, тихий ход или пониженная передача.

К преимуществам АКПП такого типа относят надежность, комфортность управления, снижение нагрузки на двигатель и плавную смену передач. В то же время, такие устройства обладают и своими недостатками, в числе которых обычно упоминают их высокую цену, большой расход горючего, сложность и высокую стоимость техобслуживания или ремонта, короткий срок службы. Запустить машину с такой коробкой с толкача не получится.

Впрочем, многие современные коробки автомат такого типа включают ряд усовершенствований, которые частично нейтрализуют эти недостатки.

Роботизированные коробки автомат

В конструкции трансмиссии такого типа сочетаются элементы механических традиционных коробок автомат и автоматических устройств. В упрощенном виде такую КП можно охарактеризовать как механическую коробку, в которой соединение муфты сцепления и изменение скоростей осуществляется ЭБУ (электронным блоком управления).

Для выбора нужного режима движения водителю требуется лишь перевести рукоять селектора в соответствующее положение, а электроника уже сама выбирает оптимальный режим работы КПП и движения автомобиля. В отличие от коробок с полностью автоматическим управлением, в «роботах» имеется возможность их перевода при необходимости в ручной режим.

Среди достоинств коробок автомат такого типа наиболее существенным является их доступная цена, не случайно в большинстве такими устройствами оснащаются автомобили бюджетного сегмента. Также они обеспечивают экономное расходование топлива, а возможность переключения в ручной режим придется по душе водителям, привыкшим к механическим КП.

Среди недостатков обычно упоминают не слишком плавное переключение передачи – с рывками, толчками и паузами. Кроме того, при поломке машину с роботизированной КПП нельзя буксировать.

Впрочем, сегодня выпускаются усовершенствованные версии таких устройств – преселективные трансмиссии с двумя сцеплениями. Для четных и нечетных передач в них предусмотрено по отдельному валу, что обеспечивает более плавное переключение и экономичность. Однако такие устройства относительно дороги и более сложны в плане ремонта.

Вариаторные коробки автомат

Основным отличием этих устройств от других типов является отсутствие ступеней при переключении. Изменение передаточного числа происходит при перемещении ремня вдоль осей пары шкивов конической формы, расположенных вершинами в противоположные стороны. По наличию особенностей конструкции принято различать два типа вариаторных АКПП – тороидного и клиноременного.

Запускается такая коробка автомат при помощи рычага селектора, а режимы ее работы идентичны режимам у обычных АКПП. Причинами растущей популярности устройств такого типа являются их преимущества – экономичность расхода топлива, отсутствие рывков при изменении скорости, высокий КПД и в целом создание оптимальных условий для работы двигателя.

В то же время, решив купить машину с коробкой такого типа, стоит помнить и о недостатках вариатора, основным из которых является конструктивная сложность, которая увеличивает расходы на обслуживание и покупку запчастей. Кроме того, эти устройства не очень приспособлены для езды по плохим дорогам. Коробки такого типа не ставятся на машины с двигателями повышенной мощности.

Как отличить вариатор (CVT) от обычной АКПП

Этот вопрос нередко ставит в тупик даже опытных автолюбителей со стажем, так как просто сев в водительское кресло практически невозможно определить, какого типа КП установлена на автомобиле. Рычаг переключения у всех коробок один и тот же, а обозначение передач и режимов идентичное.

Прояснить вопрос можно одним из следующих способов:

  • Изучить сопроводительную документацию к машине.
  • Поинтересоваться у продавца транспортного средства.
  • Обратиться к знакомому сотруднику автомастерской.

Впрочем, если ни одна из перечисленных возможностей не доступна, есть 4 основных признака, по которым можно сделать выводы относительно типа коробки автомат.

Прежде всего, следует обратить внимание на количество доступных режимов работы – у устройств вариаторного типа их обычно всего 4, в то время, как современные автоматы традиционной конструкции могут иметь и еще ряд дополнительных вдобавок к основным.

Также прояснить этот вопрос можно при визуальном обследовании – обычно производители транспортных средств возле обозначения марки и модели машины указывают и тип установленной на ней коробки передач.

Различным будет и проведение машин с разными коробками автомат во время движения. Так, авто с обычной гидромеханической АКПП при переключении передачи выдают рывки или толчки, в то время, как устройства вариаторного типа переключаются исключительно плавно. Кроме того, при работе вариатора могут быть слышны легкие щелчки – это не признак неисправности, просто такая коробка так работает.

При движении под уклон разные коробки также ведут себя по-разному. Если при этом затормозить и отпустить педаль газа, то машина с вариатором немного откатится назад и остановится, а транспортное средство с автоматом продолжит плавное движение вперед на включенных холостых оборотах.

Различия между АКПП вариаторного типа и «роботом»

Различия между коробками вариаторного типа и традиционными гидромеханическими АКПП более заметны – чтобы понять разницу, довольно будет визуально изучить корпус коробки и сравнить использованные производителем обозначения режимов их работы. В вариаторных устройствах основной режим для движения вперед обозначается буквой D, а производители роботизированных устройств используют для его обозначения сочетания А/М либо Е/М.

Как продлить время исправной службы гидромеханической АКПП

Для этого владельцу транспортного средства достаточно придерживаться нескольких простых правил при эксплуатации. К примеру, при парковке на наклонной поверхности следует использовать стояночный тормоз – переключать рычаг в положение P (или R в зависимости от модели АКПП).

При обнаружении любых изменений или нарушений в работе коробки автомат нужно сразу обращаться в специализированную мастерскую для диагностики. Транспортировка автомобиля в сервис на буксире крайне нежелательна, так как может привести к дополнительному повреждению элементов КП. Воспользуйтесь для этого эвакуатором.

Также обязательным условием для этого является постоянный контроль состояния трансмиссии. Особого внимания требует состояние рабочей жидкости и ее уровень. Специалисты сервисов рекомендуют производить замену масла через каждые 30 тысяч километров пробега. При этом надлежит использовать исключительно качественные материалы от надежных производителей – копеечная экономия при использовании низкосортных масел может привести к выходу трансмиссии из строя.

В холодное время года следует прогревать систему сцепления перед началом движения и избегать ее перегрузки на старте, пока она еще окончательно не прогрелась.

Еще один важный пункт – регулярно проводить техобслуживание и устранять выявленные дефекты только в условиях специализированного сервиса. Попытка самостоятельного вмешательства в работу этого сложного и чувствительного устройства чревата появлением дополнительных проблем.

Какую коробку автомат лучше выбрать?

Вопрос, что называется, с подвохом, ведь в зависимости от условий использования и личных предпочтений водителя любая из рассмотренных разновидностей коробок автомат может стать оптимальным выбором.

Практика показывает, что высокой популярностью по-прежнему пользуются традиционные устройства гидромеханического типа. Также востребованы и современные разновидности вариаторов. А вот самые простые роботизированные коробки постепенно сдают позиции, будучи вытеснены более совершенными преселективными трансмиссиями.

По совокупности преимуществ и функциональных возможностей на сегодняшний день оптимальным считается выбор классической автоматической коробки переключения передач. Такие коробки удерживают свое лидерство по популярности за счет своей надежности, пригодности для использования в самых сложных условиях. Кроме того, найти для них запчасти проще всего, а ремонтом их может заняться любая специализированная мастерская.

Если же вы любитель плавного хода, стремитесь экономить топливо и передвигаетесь преимущественно по хорошим трассам или в городской черте, хорошим выбором станет вариатор или роботизированная коробка. Выпускаемые современными производителями преселективные трансмиссии можно рекомендовать сторонникам скоростной езды и изысканных маневров.

Многие эксперты автомобильного рынка предрекают сияющее будущее именно варианторым и преселективным трансмиссиям как наиболее экономичным в плане техобслуживания и комфортным при вождении транспортного средства.

«Центр Вариатор» в цифрах

Ремонт вариаторов от различных автопроизводителей


Есть вопросы? Оставьте заявку
Оставьте ваш номер телефона и вам позвонят в ближайшее время

Даю согласие на обработку и хранение своих персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Заказать звонок УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ РЕМОНТА ВАРИАТОРА